Первый фестиваль «КиноПланка» в Забайкалье загорелся как сигнальный огонь: от детских открытий до взрослой лирики, от мечты до ремесла.
05.11.2025
В кинотеатре «Бригантина» в Забайкальском крае было шумно, как на пирсе у корабля, который только что сорвался со стапелей и дал ход в открытое море. Первый фестиваль регионального любительского кино в Забайкалье - «КиноПланка» распахнул двери, и в зал вошли не столько гости, сколько будущие авторы истории: режиссёры, операторы, сценаристы и те, кто пока только держит кино в кармане, словно тёплый камешек. На открытии прозвучали слова, которым публика была рада: заместитель министра культуры Забайкальского края Татьяна Алёкминская пожелала ярких впечатлений и честного диалога, а директор Забайкальской государственной кинокомпании Ольга Сахарова отметила, что здесь собрались люди, которым не всё равно, каким будет кино в крае. Это звучало не как поздравление, а как вызов: давайте, снимайте так, чтобы нас узнали в мире как лучший край для киносъемок!
Первой площадкой «КиноПланки» стала дискуссия о поддержке регионального кинематографа и системе рибейтов. Сухое слово «рибейты» в контексте далёкой от столиц территории прозвучало как твердое напутствие: это не благотворительность, а мера и механика роста региона, но со знаком "ленивому тут делать не чего". За ней — актёрский мастер-класс по импровизации, где бодрый страх превратился в живую реакцию; видеоконференция с режиссёром «9 секунд» Олегом Штромом, который словно открыл окно в соседний павильон; творческая дискуссия с оператором постановщиком Всеволодом Каптуром на которой дал ответы - как же снимать на камеру смартфона, чтобы занять призовые места; состоялся разговор о кинотуризме с Максимом Катковым, директором «Гильдии продюсеров и локейшн-менеджеров подготовки кинообъектов», где словосочетание «место съёмки» наконец обрело точные очертания в изысканных пейзажах края, рекомендации в состоятельности перспектив съемок, путей развития и прочих человеческих договорённостей.

Всего на фестиваль заявилось свыше пятидесяти работ, к просмотру отобрано сорок. В этой сороковине нет случайных: каждая несёт свою интонацию, даже если снята на телефон с трясущимися руками.
Максим Катков выделил проекты:
В детско-юношеском блоке 12-18 лет заметнее всего вырисовались несколько линий. «Рокки и Бетти» — анимация харизматичная, самобытная, как если бы карандаш сам проснулся и пошёл по бумаге рисовать сказу. «Дуська» — чёрно-белая эпизодическая реконструкция Великой Отечественной из фрагментов хроники и игровой своей материи — не красуется стилем, а бьёт по нерву: точная тревога, верная дистанция, без пафоса и крика, зато с долгим эхом в сердце. «Саша профессионал» — дерзкий школьный эксперимент: понятно, где не хватает взрослой руки, но видно главное — самостоятельность и искренностью подростков с камерой - получилось круто и понятно для зрителя - Оказывается - Тарантино где то рядом... «Телепорт» легко уносит в глубь событий фантазии "а что если?", не перегружая эффектами, и потому звучит победно. Рядом легли светлые миниатюры «Мы будем помнить», «Мы помним», «Письмо матери» и «Прекрасные моменты лета» — шорохи памяти и привычек, из которых и складывается первое кино.
Старшая категория от 18 до 35 лет будто сместила камеру на малую глубину резкости, сосредоточившись на мотивах пути, языка и частной юной боли. «Отец» оказался лучшим проводником по локациям края: пейзаж здесь не фон, а собеседник. «Счастливой новой жизни» уверенно лидирует сюжетом — не по уровню громкости, а по собранности и целостности. «День, когда мир остановился. Из дневника Лиды Новиковой» и «Память в огне» переплели документальную интонацию с личным переживанием. «НАЙДАЛ» поставил вопрос сохранности родного языка; технически делу нужна опора и обучение, но именно такие работы заставляют создавать инфраструктуру, а не ждать её с неба. «Двое» получило бы приз за лирику — юный романтизм как он есть. «Дао (道)» держит репортажно документальную дисциплину, «Бездна» и «Срок годности» пробуют формы, «Лёха» честно признаётся в своей жуткой простоте как Читинский ужас, а «Чёртов пик» требует в следующий раз заряженный дрон, чтобы пик наконец-то явился в полный рост.
В каждом блоке заметно: «КиноПланка» не про ковровую дорожку, а про мастерскую киноискусства. Здесь скоро будут учатся держать кадр и слово, здесь будут спорить о бюджете и этике, а сейчас здесь рождается сообщество. А еще здесь - Рай Природы для Кинематографии - около 220 солнечных дней в году (в Краснодарском крае 180!), соседство с передовой технологичной страной - Китаем.
Региональная сцена не просит разрешения у столичных мод — она просит быта, партнёрства и рабочего инструмента в деле. В этом смысле обсуждение кинотуризма и локаций кажется не примечанием, а стартером событий. Кино начинается не с камеры, а с места, где камеру поставят и не выгонят. И Забайкалье готово дать это: здесь договорённости прозрачны, соседи предупреждены, фильм получает шанс.
Фестиваль, как явление, всегда немного мистичен: в зале темно, на экране теплеет чужая жизнь, и вдруг понимаешь — это про нас и мы уже ее часть!
«КиноПланка» в «Бригантине» отработала именно так: собрала вокруг экрана ремесленников, зрителей и профессионалов отрасли, чтобы те обменялись не комплиментами, а опытом. И в этом обмене уже слышится обещание второго фестиваля: когда вернутся герои, а вместе с ними — новые договоры, новые маршруты и новая дисциплина.
Больше смотреть в канале Минкульт Забайкалья
